3 ГЛАВНЫХ ВОПРОСА
О КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕ
Как она появилась? Для кого она создаётся? И как её понять?

3 ГЛАВНЫХ ВОПРОСА
О КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕ
Как она появилась?
Для кого она создаётся?
И как её понять?

Когда в мире долгое время господствует одна парадигма, рано или поздно найдётся тот, кто решит её изменить.
Так случилось и в мире моды.

Традиционная мода всегда ставила во главу угла вопросы красоты человеческого тела и сексуальности. Начавшая в 60-х сексуальная революция к 90-м годам XX столетия не думала сбавлять обороты, что мы ярко наблюдаем в архивных показах звёздных дизайнеров того времени, таких как Джон Гальяно
и Тьерри Мюглер.
John Galliano spring 1996
Mugler 1995 COUTURE
Но уже к 80-м годам мир начинает уставать от кричащей сексуальности: одни и те же пропорции, идеальные драпировки, привычные каноны – всё это диктовало жесткие рамки того, как человек должен выглядеть.
Именно тогда в мир идеальной европейской моды врывается волна японского авангарда во главе с Рэи Кавакубо, Иссей Мияке, Йодзи Ямамото.
Yohji Yamamoto Memoires, 1997
Universe of Fashion: Comme des Garsons, 1998
Японские дизайнеры предложили новый взгляд на моду: теперь одежда носила не просто утилитарный характер, а являлась отражением философии дизайнера, его видения мира.


- теперь центральной темой костюма становится не фигура человека, а идея, авторский концепт;

-рождается понятие деконструктивизма,
как инструмента разрушения привычных форм и пропорций человеческого тела.
Universe of Fashion: Issey Miyake 1997
Концептуальная мода искажала привычный силуэт и создавала новые формы.
Universe of Fashion: Issey Miyake 1997. Ансамбль из плиссированной ткани
Visionaire 20: Comme des Garcons, 1997
Так рождается понятие «концептуальной моды», которая отрицает всё традиционное:
- мода становится полноправной частью современного искусства, так как начинает выходить за рамки портновского ремесла
и обращаться к науке, архитектуре, инновационным технологиям, социальным
и политическим проблемам.
Hussein Сhalayan fall/winter 2000 «AFTER WORDS» Коллекция Хусейна Чалаяна, как размышление о проблемах вынужденной миграции и поисках дома.

Параллельно с Японией в сторону деконструктивной моды движется и Бельгия, а главной фигурой этого движения становится гениальный Мартин Маржела.

Анонимность, деконструктивность, переосмысление роли одежды в жизни человека стали главными темами его работ, а носить одежду Маржелы означало принадлежать к кругу интеллектуалов.
Maison Margiela. Street Special Edition, 1999
Сегодня мы можем видеть, как мировые бренды используют открытия Маржелы в своих коллекциях.
Maison Margiela ss 2006
Simone Rocha ss 2024
Персональная выставка Маржелы 9/4/1615 в музее Бойманса — ван Бёнингена в 1997 году.
Одежду вымачивали в питательном растворе, после чего она покрывалась плесенью и меняла фактуру.

Мир моды постоянно находится в поисках новых источников вдохновения, черпая его в окружающем мире: субкультурах, искусстве, политике.

Всё новое и неприемлемое рано или поздно легитимизируется и становится желанным.

Так, деконструктивизм сегодня не существует как обособленная философия, а является уверенным инструментом в руках дизайнеров.

Пьеро Д’анжело. Эксперименты с плесенью
Made on
Tilda